Журналисты посетили устье реки Тетерев, где раньше любил рыбачить Виктор Янукович.
Порыбачить в выходной – святое дело. В субботу с утра направляемся в рыбное место – устье реки Тетерев, там она впадает в Киевское водохранилище. Отличное для рыбалки место! Расположено рядом с Межигорьем, и еще не так давно там рыбачил сам президент, иногда даже с высокопоставленными гостями, руководителями других государств. В то же время в устье Тетерева рыбалка всегда была запрещена, ведь это одно из немногих мест массового нереста. И мы с представителями Киевоблрыбоохраны, Ассоциацией рыболовов Украины и пограничниками (ведь до Беларуси оттуда – Чуть больше десяти километров) едем ловить не рыбу, а рыбаков-нарушителей.
Закрытая зона
Наша цель – с. Пылява Вышгородского р-на Киевской области, расположенное впритык к Днепровско-Тетеревскому гослесохотхозяйству. Когда Виктор Федорович обживал Межигорье и его окрестности, за несколько километров до этого села обустроили блокпост. И до сих пор, хотя нет уже ни «злочынной влады», ни самого Януковича, местные жители попадают домой только по спецпропускам, выданным в сельсовете.
На въезде в закрытую зону встречают мужчины в камуфляже – охранники-добровольцы. Проходим фейс-контроль и движемся дальше. Говорят, в село всего дважды в сутки ходит рейсовый автобус, еще один возит деток в школу. Интенсивность движения практически нулевая. Зато какие дороги! Ни ямки, ни ухаба. Вот бы по всей стране такие были!
В сторонке – еще один блок-пост с охранниками в камуфляже. «Там въезд в бывшие охотничьи угодья Пшонки, – объясняет водитель, ориентирующийся на мест-ности. – Рассказывают, что там экс-генпрокурор шикарный охотничий домик «отгрохал», иногда наезжал с компанией пострелять косуль и кабанчиков. Теперь эти богатства стали народными, правильно? Вот ребята их и стерегут».
А вот и Пылява. Со стороны реки село огорожено высоченным забором – наверное, его возвели, чтобы крестьяне не подглядывали, когда рыбачил бывший президент.
У небольшого причала шумно. На прицепах трех автомобилей – готовые к старту лодки. Возле них – с десяток рыбаков-любителей. Появление представителей рыбоохраны в их планы не вписывалось. Но отступать не спешат. Намекают, чтобы «как-то порешать». Когда же их предложение отклоняют, переходят на повышенные тона. Свои аргументы приправляют крепкими словцами. «Я родом из Хмельницкой обл., – бьет себя в грудь один из рыбаков. – А ты, наверное, из Донецка?» Он сверлит глазами инспектора рыбоохраны. «А вот и нет, я с Виннитчины!» – гордо отвечает тот. «Но душа у тебя донецкая, как у бывшего президента. Где вы были, когда он рыбачил здесь? Почему его не ловили!». Риторический вопрос повис в воздухе и, кажется, примирил конфликтующие стороны – все дружно засмеялись. Ведь ясно, что рыба портится с головы. Двойные стандарты, конечно, были заложены у нас еще до Януковича, он их просто усовершенствовал.
Отгораживать от народа участки леса и рек для рыбалки и охоты власть имущих начали еще в советское время. Тогда, к примеру, в Залесье Бориспольского р-на, вдали от людских глаз, «ходили» на зверя Хрущев, Брежнев, Щербицкий и даже, было дело, сам Фидель Кастро. С тех пор повелось, что прихватить кусок заповедного леса или речушки – дело престижа для чиновников и депутатов.
«Природоохранное законодательство на сей счет молчит, порождая двусмысленность, – говорит Александр Чистяков, глава Ассоциации рыболовов Украины. – Если можно нарушать избранным, то их примеру обязательно последуют простые смертные. А на всю Украину – всего 950 инспекторов рыбоохраны. Закон должен быть один для всех. Но серьезно подойти к вопросу защиты природы у чиновников руки не доходят. В том же Минэкологии ни один министр надолго не задерживается. А при назначении их профессиональный уровень, как правило, не учитывают. Дают «своему» человеку почетный портфель. Он за короткий срок только и успевает поинтересоваться недрами – на них ведь за одну подпись в нужной бумажке можно озолотиться. А природу все вместе – элита и «пересічні громадяни» – продолжают губить».
Двое в лодке и трофеи
На поиски нарушителей отправляются несколько экипажей – каждый по намеченному маршруту. Мы в катере с двумя инспекторами. Лодка на скорости режет волну, обдавая холодными брызгами. У кромки берега еще виден нерастаявший лед – на нем яркими пятнами прогуливаются чайки и вороны, перекрикиваясь друг с другом. Путь проходит между густыми зарослями побелевшего прошлогоднего камыша. Но главная достопримечательность здесь – воздух. Чистейший кислород! Особенно ощутим по сравнению с выхлопными газами, которыми дышим в столице.
Первые нарушители – двое мужчин лет по сорок. Берем их «на абордаж», то есть фактически блокируем их лодку своей. Божатся, что местные. По идее, логично, ведь иначе не смогли бы заехать в закрытую зону. Но ходят слухи, что сельсовет втихую выдает пропуска и жителям столицы, и Вышгорода, и других населенных пунктов. Вроде как близким родственникам местных крестьян. Поговаривают, – не за спасибо.
О том, что ловить рыбу здесь нельзя, мужчины знают. Но утверждают, что выехали просто поплавать, а спиннинги прихватили «на всякий случай». Все равно, говорят, не клюет. А может, улов припрятали? Кто знает. Но за то, что со снастями выехали на водоем, каждый заплатил штраф – по 51 грн. И оба пообещали покинуть речку.
А за улов пришлось бы заплатить дополнительно – за нанесение ущерба рыбному хозяйству. За пойманного судака штрафуют на 510 грн, за щуку – на 340, за сома – на 425, за леща – 170. Даже плотва «стоит» 85 грн, а окунь и карась – по 17. Причем рыбу экспроприируют и выбрасывают в воду.
Еще нарушители – тоже двое мужчин, и тоже без улова. И тоже сначала прикидывались местными, но по документам, оказалось, из Бучи (город областного значения в Киевской области). Один из них начал настойчиво «рекомендовать» фотокору ничего не снимать, а все отснятое удалить. Вел себя довольно агрессивно.
«Недовольные рыбаки часто бывают агрессивными, – рассказывают инспекторы. – На прошлой неделе один наш сотрудник пытался оштрафовать семейную пару, постоянно промышляющую с сеткой. А они накинулись на него с кулаками, избили и удрали. Дело передали в суд».
За два часа – 11 нарушителей. Все рыбачили с лодок, все жаловались, что день – не клевый, и не удалось добыть, как говорят, ни хвоста ни чешуи. Обычно рыбаки стараются приукрасить свой улов, но здесь все наоборот. В результате каждый из них выложил только по 51 грн штрафа.
Еще одна цель – мужчина со спиннингом, рядом с ним красуются две увесистые щуки. Еще живые, толстые, с икрой. Успели, спасли! Выбрасываем в воду. А рыбаку придется заплатить 51 грн за нарушение правил рыбалки и еще 640 – в наказание за выловленную рыбу. Денег таких у него нет, и инспекторы составляют протокол, который направят в суд.
Возвращаемся на базу, и лодка вдруг резко тормозит – получили экстренное сообщение. С 75-метровой вышки, с которой когда-то следили за безопасностью Януковича, сотрудники рыбоохраны заметили нарушителей. Оттуда река – как на ладони. Направляемся по указанному курсу и за зарослями камыша застаем мужчин на трех лодках. Они обедают, снасти свернуты. Особо не к чему придраться. Расходимся мирно, без штрафов. Но дожидаемся, пока те на своих катерах берут курс на берег. Обещали, что никакой рыбалки не будет, водоем покинут. Но сдержат ли слово?
0